Построение семантического ядра - это фундамент SEO продвижения сайтов в поиске Google и Яндекс. Хотите выбраться из затворок поисковой выдачи? Тогда к формированию ядра следует отнестись серьезно. Вариант “быстро и дешево” всегда заканчивается фиаско: сайт получает нецелевой трафик или не получает его вообще, оставаясь невидимым для пользователей.
Итак, что такое качественная семантика? Как построить ядро так, чтобы оно работало на SEO и вело сайт по пути к ТОП-10? Почему нельзя сделать это быстро, всецело положившись на автоматические программы? Ответы на эти и другие вопросы - далее в статье.
Что такое семантическое ядро?
Начнем с основ: семантическое ядро - это длинный перечень всех слов, фраз и словосочетаний, связанных с тематикой проекта. Он служит фундаментом для формирования общей структуры и отдельных страниц веб-ресурса.
Официальные источники (напр, словарь SEO-терминов) говорят о том, что собранные словоформы точно характеризуют тип деятельности, продукты или услугу, которые предлагает сайт.
Стоило бы добавить, что собранные ключевые слова и фразы соответствуют поисковым запросам целевых пользователей, а также учитывают их намерения, желания, интересы. Это значит, что в списке “ключей” используются не только дословные слова и фразы, которые юзеры вбивают в поиск, но и близкие к ним по смыслу. Задача SEO-специалиста - понять целевую аудиторию и составить полный список словоформ, при помощи которых они ищут данные (товары, услуги), размещенные на сайте клиента.
Собранные “ключи” распределяются по страницам веб-ресурса. Формируя семантическое ядро сайта, сеошник определяет, какая страница точно отвечает на тот или иной поисковый запрос или группу запросов.
Это можно сделать двумя способами:
- Собрать ключи, сгруппировать их по смыслу и на основе полученных кластеров построить архитектуру сайта;
- Или же, спланировать структуру и распределить ключи уже по готовому каркасу.
Второй вариант практичнее.
Зачем нужно собирать ядро?
Для улучшения видимости страниц сайта. Ключевые фразы и слова помогают ботам Google и Яндекс определить смысловую тематику страницы и “выкатить” его на первые позиции выдачи в ответ на запрос целевого пользователя.
От семантического ядра зависят:
- количество и релевантность поступающего трафика;
- уровень конверсии целевых страниц;
- контент, размещаемый на страницах;
- ссылочный бюджет, тексты ссылок.
Качественная семантика сайта помогает рассчитать стоимость раскрутки ресурса, выстроить структуру и составить ТЗ для SEO-текстов, подобрать наиболее релевантные запросы для каждой категории и товарных позиций для написания мета тегов, сниппетов, и т.д.
Таким образом, без семантического ядра и правильной структуры невозможно эффективно привлечь целевой трафик.
Что нужно знать о ключах
Прежде чем собрать ключевые слова, для начала нужно разобраться в типах и специфике их использования. Без этого составить качественное ядро и построить корректную иерархическую схему страниц не получится.
Прежде всего, ключи делятся по частотности запросов в поиске в месяц. Делятся на:
- высокочастотные – от 1 тыс. показов.
- среднечастотные – до 1 тыс. показов;
- низкочастотные – до 100 показов.
Цифры эти относительны, так как популярность разных тематик (например, айфонов и самогонных дистилляторов) разнится. В популярных нишах указанные цифры можно умножать в 5-10 раз.
Важно использовать все ключи - низко, высоко и средне частотные, создав отдельную страницу под каждый из вариантов запросов.
Также запросы делятся транзакционные и информационные, брендовые, прочие (лаконичные запросы типа “суп”, в которых сложно понять намерение пользователя), навигационные (для получения данных о конкретном сайте) и т.д.
Перед тем, как собрать семантическое ядро и распределить ключи по страницам, следует определить характер этих ключей. Некоммерческие ключи следует размещать в информационных разделах сайта, а транзакционные - в каталоге, при необходимости снижая их частотность (чтобы не соперничать с сильными конкурентами по высокочастотным ключам).
Анатомия ключевых фраз
Частотность можно снизить, в частности, за счет присоединения спецификатора и хвоста к телу ключевого запроса.
- Например, роллы - это тело.
- Спецификатор - это слово, отражающее намерение и потребность пользователя. Например, “заказать”, “доставка”, “рецепт”, и т.д.
- Хвост детализирует эту потребность. Например, “В Днепре”.
Понимание анатомии ключей позволяет составить алгоритм сбора семантики. Перед тем, как правильно подобрать семантическое ядро, поисковый оптимизатор находит базовые определения, связанные с вашим бизнесом, продуктом и задачами пользователей. Например, клиенты интернет-агентства интересуются SEO-продвижением, контекстной рекламой, раскруткой бизнеса, SMM и другими видами интернет-маркетинга.
После этого сеошник ищет спецификаторы и хвосты, которые аудитория проекта использует с базовыми определениями. Благодаря «хвостатым» словосочетаниям мы одновременно увеличиваем охват и уменьшаем конкурентность ядра.
Собираем базовые запросы
Итак, переходим непосредственно к сбору семантики. Для этого мы используем программы для сбора семантического ядра - платные и бесплатные.
На первом этапе для подбора базовых ключей можно “вооружиться” бесплатными инструментами сервиса Яндекс Вордстат.
В его правой колонке вводим свой запрос (например, «купить носки» и другие базовые определения, найденные оптимизатором в процессе мозгового штурма) в поле поиска и нажимаем «подобрать»:
Для удобного сохранения ключей в готовом списке, автоматической фильтрации и копирования фраз мы используем установленный вручную плагин Wordstat Helper (на фото слева).
Готовый список сохраняем в файле формата DOCX.
Расширяем семантическое ядро
Каждая базовая словоформа из списка должна стать фундаментом собственной группы запросов. Эту группу нужно сформировать при помощи синонимов и фраз, схожих по смыслу. Это можно сделать несколькими способами.
Используем сервисы формирования СЯ
Для формирования и расширения семантической базы мы используем сервисы для составления семантического ядра среди которых мы бы отметили:
- Serpstat - платный, но удобный сервис, для сбора СЯ в том числе и конкурентов.
- Яндекс Вордстат и Google Keyword Planner Tool. Наиболее часто используемые, дают возможность выставить регион, найти схожие запросы и задать минус-слова.
- Key Collector – самый известный сервис, которым пользуется почти каждый SEO-специалист. Помогает со сбором семантики, выборки минус-слов, в группировке и кластеризации, поиске поисковых подсказок. Сервис платный.
- Букварикс - бесплатный рунетный сервис для подбора ключей по словам и по доменам.
- KeywordShitter.com - бесплатный англоязычный сервис. Особенно хорош для поиска низкочастотных запросов.
Используем СЯ конкурента
Кроме того, при составлении семантического ядра используют ключи конкурентов, найденные с помощью тех же сервисов.
Наибольшей популярностью пользуется Serpstat. Он предлагает несколько вариантов анализа семантики конкурентов. Например, мы можем выгрузить себе все яро конкурента или сравнить его со своим ядром и выгрузить только те ключи, которых нам не хватает.
Отметим, что Serpstat - сервис платный. Однако для анализа семантики конкурентов можно использовать аналоги типа того же Букварикса.
Используем похожие ключи и поисковые подсказки
Семантически схожие ключи можно посмотреть в Serpstat в блоке Анализ ключевых слов — Похожие фразы.
Там же можно провести сбор поисковых подсказок: они отображаются в блоке с соответствующим названием, расположенном в Анализе ключевых фраз. Также подсказки можно вручную собирать в строке поиска Google и Яндекс.
Удаляем “мусор”
После того, как мы составили расширенный список ключей, необходимо удалить те, что приведут на сайт нецелевой трафик. В основном это ключи с упоминаем:
- бренда конкурентов;
- товаров или услуг, которые вы не предлагаете;
- со словами “бесплатно”, “дешево”, недорого”, “б/у”;
- упоминания нерелевантных для вас городов и стран;
- ключевые словоформы с ошибками;
- дубли.
Следующим этапом идет кластеризация семантического ядра или группировка ключей.
Кластеризируем семантическое ядро
Семантический кластер — это группа запросов, объединенных между собой по смыслу, представленная в виде структуру с несколькими уровнями.
Кластеризация проводится либо вручную (это долго), либо в автоматическом режиме при помощи, например, Key Collector.
Применение автоматической группировки заметно экономит время и снижает процент ошибок. Однако после обработки образуется список ключевых слов, которые не отнесены ни к одной группе, потому сеошнику все равно приходится кластеризовать их вручную.
На последнем этапе формирования семантического ядра SEO специалист составляет структуру сайта и карту релевантности с указанием УРЛ страниц, заголовков, description, title и т.д .
Заключение
Формирование ядра - масштабная и долгая задача. Автоматически сгенерированное за пару часов семантическое ядро скорее всего обернется потерей до 95% возможных клиентов. Нерелевантные ключи приводят на сайт нецелевых пользователей на ненужные им страницы страницы, вынуждают растрачивать бюджет на бесполезные SEO-тексты и увеличивать затраты на закупку ссылок.
Качественная семантика привлекает на ваш веб-ресурс поток заинтересованных пользователей, подбирает для них наиболее релевантные страницы, содержащие ценные продающие тексты и экономит бюджет на ссылки.
Ниже мы приведем пример семантического ядра, который может считаться качественным и работает на интересы бизнеса.